× Записки о путешествиях, люди, места и события

Ступор или о внимании к каждому участнику

9 года 10 мес. назад - 8 года 11 мес. назад #158 от Владимир
Стартовое сообщение



В 1975 году я вёл группу студентов Московского автомеханического института в горный поход. По документам это была «единичка», фактически прошли бы мы «двоечку» и по километражу, и по продолжительности, и по количеству перевалов, и по их сложности.

Начинали в Приэльбрусье, сделав на старте акклиматизационное колечко через, пишу по памяти о событиях 37 летней давности, могу и наврать, кажется Кой-Авган-ауш по долинам рек Адыр-су и Адыл-су. Правда старт затянулся из-за паводка и размытых мостов. По счастливой случайности раньше бывал в этом месте. Мы подвесили «маятник», переправили рюкзаки и переправились через поток, поднялись к тропе в скалистом склоне и продолжили маршрут, правда не сделав запланированную заброску, а всё понесли на себе.

Затем, через три дня, поднявшись на канатно-кресельной дороге на г.Чегет, пошли к пер.Донгуз-орун Западный по простому, но закрытому леднику. Закрытому потому что снегом закрыты трещины, в которые можно и провалиться. Поэтому шли в связках. Казалось, пройдя два перевала, все втянулись, почувствовали горы, адаптировались.
Вот тут-то мы и расслабились, точнее я, ведь у меня уже была горная «троечка» и несколько «единичек-двоечек». Постоянно говорю всегда себе: «Следи за состоянием участников, спрашивай об их самочувствии».

При подходе к перевалу Баса надо было переправиться через быстрый ручей. Найти брод и намокнуть почти по развилку ног не хотелось, да и тропа подвела к двум огромным камням напротив друг-друга. Камни с горбатого Запорожца (был такой автомобиль), примерно так же зализаны. А между ними поток шириной метра полтора, но несётся… Парни кто с первого захода перепрыгнули с рюкзаками, кто сначала без рюкзака принаравливался и попрыгал с берега на берег, при прыжке опираясь для равновесия на ледоруб. И рюкзак Тани переправили. А она не прыгает. Натянули веревку. Взявшись за неё, можно чуть ли не перешагнуть поток. Опять уговариваем. Ну не натягивать же навесную переправу, в самом-то деле. Прыгаем туда-сюда, показываем что да как, советуем. Она то подойдёт, то опять попятится. Вся эта канитель вертелась минут пять. Предложили идти в брод. И она собралась. Но не прыгнула, а шлёпнулась на камень на противоположном берегу, ударившись грудью, даже руки вперёд толком не выставив. Я после как бы прокручивал в памяти это падение – без толчка, как-то отрешенно. Её подхватили, поставили на ноги. Она пожаловалась, что ударилась. Вот тут вторая общепринятая рекомендация проявляется: в такие походы, где большинство новичков, надо брать двух девушек. Они поддержат и помогут друг другу.


Как её осмотришь? Отдышалась и мы пошли. По крутой тропе поднялись на перевал. Следы войны… Есть площадки под палатки, но за водой надо спускаться. Но ночевать если непогода. Хотя по тропе и по турам можно найти путь. Другое дело если под снегопад попадешь, что и тропы не видно. А спускаться Таня не смогла. Высота около 3000 метров. Дышит с трудом. Времени было в обрез чтобы её хоть немного спустить в долину, надо было терять высоту. Даже без рюкзака не может идти.

А вот дальше полный экстрим со счастливым концом. Двое парней остаются на перевале со всем нашим снаряжением кроме двух рюкзаков. Их задача: поставить обе палатки-серебрянки (трёхместные), убрать снаряжение, и жить до нашего возвращения используя примуса «Шмель».

Серёга побежал (всем нам было годков между 18 и 20 – лоси насчёт побегать по горам) налегке вниз по тропе пока не дойдёт до людей с карманным перекусом, внизу где-то (?) должен быть кош – это небольшая летняя молочная ферма плюс молодняк на откорме. И если бы от мимо него промахнулся, то это тоже вопрос по последующей встречи, да и безопасности самого Серёги. До темноты часов 5, накатило тучи и иногда моросит.

А мы с Колей, прорезали в углах дна абалаковского рюкзака швы для ног Тани и по очереди несли её в рюкзаке по крутой тропе, опираясь на плечи впереди идущего, чтобы не упасть и травмировать Таню ещё больше. Во втором рюкзаке необходимый минимум и по объёму чтобы не мешался и по весу килограммов на пять.
Попетляв между скальных выходов, тропа вышла в зону поросшую стелющимся кустарником, в том числе цветущим рододендроном. Рюкзак с Таней меняли ставя её на подходящий камень. Хорошо, что её самочувствие не ухудшалось. Она общалась с нами, стояла на камнях при смене «несунов», отказывалась что-либо съесть или попить. Это мы, хоть и спускались, но ноги дрожали от напряги, старались ступать помягче, т.к. от резкой поступи она постанывала. Вот мы то парили и пили воду.

Уже в сумерках мы заметили небольшую группу людей около 4-5 человек, поднимающуюся среди мелкого криволесья. Они что-то несли. Чуть позже мы разглядели мужчину, Серёгу и парней, все спешили к нам, неся раскладушку и несколько одеял.

Мужчина – бригадир-наставник старшеклассников, работавших на ферме, был очень встревожен, но постепенно успокоился, видя состояние девушки, её движения. Таню уложили на одеяла, накрыли ещё и под моросящим дождём понесли. Над тропой… Только ориентируясь по ней. Причём темп был очень высокий. Темнело. А в темноте и сами могли переломать ноги. Через несколько часов, сменяя друг друга мы донесли Таню до коша. Донесли её, преодолев себя десятки и сотни раз, неся раскладушку иногда над головами, задирая ноги выше пояса, перескакивая-перешагивая-перелезая через препятствия, спотыкаясь и падая, подхватывая раскладушку. Если бы не живой человек, жизнь и здоровье которого зависела от нас, давно на всё плюнули и остались бы на тропе или брели не спеша.


Уложили её под крышей на импровизированной постели, она сама выбрала вариант с лестницей и сама по ней забралась. Нас напоили молоком и местным хлебом-лепёшкой, есть мы не хотели, так вымотались и отказались. Долго просидели у кастра-очага с местной молодежью. От усталости мы вырубались, но на нас никто не рассчитывал спальных мест. Всё же где-то мы легли спать.

Утром долго «скрипели» сбитыми и ободранными ногами, наши тела ныли и этот звук кажется распространялся по всей округе. Убедившись, что самочувствие нашей туристки даже улучшилось, лицо с бледно-синеватого приобрело более-менее нормальный цвет, собравшись с духом и силами мы пошли наверх на перевал к оставшимся.
Не помню сколько времени занял перенос лагеря к ферме и сколько дней мы прожили у горцев (кто они были, может быть сваны?). Они нас кормили кашами и молоком, мы их угощали шоколадом, конфетами, сухофруктами.
На продолжение маршрута никто не претендовал. Облегчив рюкзаки съеденной пищей, подождав пока Таня сможет идти не спеша и понемногу без рюкзака, мы отправились вниз по тропе в сторону Сухуми. Пешая дорога заняла два-три дня, попутками доехали до асфальта.

Был отдых на море, посещение достопримечательностей, и планы на новые походы.
Всегда ли мы внимательны и чутки к своим товарищам, друзьям, близким, родным? Всегда ли читаем между строк. Конечно нет. Не приводит ли наше невнимание к естественным итогам как неприятности, несчастия, трагедии? Как говорится сплошь и рядом!

Высший пилотаж это когда тебе очень плохо, но всё же контролируешь и себя и товарищей и делаешь дело, невзирая на то кто и что подумает. Горы этому учат. В высоких годах нагрузки порой запредельные. И преодолев всё, победив себя, свои слабости, получаешь не только удовлетворение, а становишься чуть выше других, поднимаешься над собой самим и смотришь на мир вокруг другими глазами, мыслишь иначе. Не будь мы мелочны из-за брода, всё сложилось бы иначе.

А у Тани после возвращения домой рентген показал два поломанных ребра! Она даже больничный не брала.
Не мелочитесь особенно на дороге, не спешите на море или домой, рискуя жизнью. Имейте запас времени! Не торопите других. Останавливайте других.

В.Краснопёров

Погоды и лёгких рюкзаков
Вложения:
COM_KUNENA_THANKYOU: Некто

Please Войти or Регистрация to join the conversation.

Бюджетный отдых для в 2024 году для непритязательных туристов
2013 - 2024 Крым Алушта | Палаточный кемпинг «Турприют Вымпел» | Туристический форум Крыма